Эта церковь является кафедральным собором дамасской общины православных христиан еще с 8 века, когда омейядский халиф Валид конфисковал у общины принадлежавшую ей базилику Иоанна Крестителя и перестроил ее, превратив в Омейядскую мечеть.
Собор находится рядом с библейской Прямой улицей. Между улицей и собором — резиденция Антиохийского Патриарха. Неподалеку в шаговой доступности находятся Восточные Ворота (Баб Шарки) Старого Дамаска и церковь св. Анании. Считается, что церковь на этом месте была заложена еще во II веке н. э. (по другим источникам — в VI-v). Однако, с 634 года после мусульманского завоевания Дамаска она не функционировала. Церковь была закрыта вплоть до 706 года, когда она была вновь открыта в качестве компенсации христианской общине за утерянный ею храм Иоанна Крестителя.
В 1342 году на Патриарший престол Антиохийской церкви был перенесен из Антиохии в Дамаск.
Церковь значительно пострадала в 1860 году в результате конфликта между друзами и христианами-маронитами, вспыхнувшего в Ливане, который тогда был частью Сирии. В результате этих событий в Дамаске и в других частях региона произошли погромы с огромным количеством жертв с обеих сторон. Сообщалось о том, что в количество жертв достигло страшной цифры в 25 000 человек. Многие христиане — в том числе, российский консул, были спасены Абд аль-Кадером аль-Джизайри — алжирским военачальником, который воевал на своей родине с французами и был вынужден вместе с остатками своих отрядов переехать в Сирию после поражения в боях и после дарования свободы Наполеоном III (в 1965 году тело Абд аль-Кадера было торжественно перезахоронено в Алжире, а потомки его солдат до сих пор живут в Дамаске).
Через три года после погрома церковь восстановили, но, видимо, огромная часть украшавших церковь архитектурных элементов и предметов культа было утрачена.
[masterslider id=»22″]