Эта церковь была основана еще в 432 году на месте захоронения жившего в Хомсе (Эмессе) христианского мученника Элиана (Иулиана Эмесского, день памяти 19 февраля).
Святой погребен в саркофаге справа от алтаря. При жизни он являлся целителем и проповедником все еще гонимого в это время христианства. По преданию, Элиан был рядом с тремя христианскими мученниками, которых пытались скормить диким зверям (но благодаря молитвам звери не тронули приговоренных к смерти). Именно этот поступок стал поводом для репрессий против самого Элиана: его поместили в тесную расщелину и убили, вонзив гвозди в голову, ноги и руки святого.
О точной датировке жизни и смерти этого святого исследователи расходятся во мнениях: одни считают, что все описанное происходило в 283-284 годах при императоре Нумериане, по другим – в 312 году при императоре Максимиане.
Внутри стены и потолок церкви имеют весьма интересные росписи. Прежде всего, интересна сочная и яркая цветовая гамма: образы святых и т.п. изображены на голубом и синем фоне. Это делает росписи церкви необыкновенно красивыми. А еще на одной и з ее стен изображены Серафим Саровский и Сергий Радонежский. Как и когда появились их изображения, скорее всего, уже никто и не помнит. Но есть вероятность, что ответ «скрыт» на прицерковном кладбище: в 1925 году в одной из могил был захоронен некто Лосьев — бывший полковник дореволюционной российской армии. В соседнем с Сирией Ливане была очень большая русская диаспора, возможно, этот человек также эмигрировал в Ливан и то ли путешествовал по Сирии и умер в Хомсе, то ли — как вариант — имел какое-то отношение к этой церкви (например, курировал что-то или как-то еще помогал приходу). Так или иначе, его захоронение указывает на связи данной церкви с Россией и русскими. Может быть, церковь расписывали выходцы из России? А может быть, изобразить на стене храма не типичных для Сирии святых попросили русские прихожане или благотворители?
Проведя небольшое исследование, удалось выяснить следующие факты биографии офицера Арсения Лосьева:
Лосьев Арсений Петрович
(25.06.1871 -1925)
Обучался в Пензенском землемерном училище;
1892-1894 – обучался в Военно-топографическом училище;
1894-1895 – прикомандирован к лейб-гвардии Семеновскому полку;
1895-1897 – на съемке Северо-Западного пограничного пространства;
1897-1902 – производитель топографических работ Кавказского ВТО. В 1900 г. прикомандирован к 46-му драгунскому Переяславскому полку;
1902-1904 – в Николаевской академии Генерального штаба;
1904-1905 – участвовал в русско-японской войне;
1912-1913 – командир роты во 2-м Сибирском железнодорожном батальоне.
(об дальнейших событиях его жизни ничего не известно на данный момент, судя по всему, была эмиграция в Ливан)
1925 — умер в Сирии, похоронен на кладбище Хомсе.
У Арсения Петровича было два брата — Михаил и Павел. Об их жизни и судьбе в России есть информация (см. ссылки). А вот о судьбе Арсения после 1913 года российским исследователям не было известно ничего.
Церковь находится в Старом Хомсе, этот район почти два года находился в руках боевиков. От рук вандалов пострадали почти все надгробия и памятники кладбища, однако, на удивление, надгробие бывшего гражданина Российской Империи уцелело. В самой церкви был устроен пожар, прекрасные росписи закоптились и требуют очистки реставраторами. Однако, самого страшного не произошло: сами росписи целы, цело и само здание церкви.
[masterslider id=»40″]